Туристическая компания Мелита

Лагерь в помощь трудному подростку

В наших лагерях, вожатые быстро выделяют «не простых» детей. Что мы делаем?

 Мы стараемся показать  подростку, что здесь ему рады и принимают его взгляды, которые он может свободно высказать другим; создаем атмосферу дружбы и взаимопонимания; максимально включаем ребенка в мероприятия и стараемся дать ему ответственное задание, с которым он справится и получит уважение от ребят в лагере. Ведь именно к этому он стремиться – заявить о себе.

Чтобы вожатый в лагере мог правильно и быстро отреагировать на нестандартное поведение подростка в лагере, он должен знать их причины!

Давайте их рассмотрим:

Первое что приходит на ум – неблагополучная ситуация в семье. Это может быть алкогольный фактор или разного рода конфликты. Практика показывает, что такое встречается и в обеспеченных и малообеспеченных семьях. Когда подросток подвергается постоянным психотравмирующим факторам, моральному или даже физическому насилию, непониманию, он, скорее всего, будет искать иную среду обитания. Он готов быстро включаться в различные подростковые социальные группы, следует ее нормам поведения, подражает ее участникам, учится противопоставлять себя авторитетам, разрушать их, игнорировать социальные нормы морали и нравственности.

Молодежные субкультуры, к сожалению, не учат детей уважению к старшему поколению или хотя бы анализу происходящего. Все подобные группы требуют неукоснительного подчинения внутренним правилам и лидерам группы. А цель – ярко заявить свой протест происходящей действительности и выделить собственное «Я».

Постепенно формируется репутация, которая вынуждает подростка придерживаться навязанной роли, манере поведения, соответствующего с занимаемым положением в группе, причем, все это оправдывается «Кодексом чести», ссылаясь на высшие понятия (дружбу, преданность и пр.). Становясь на путь асоциальной личности, подросток оправдывает свою агрессию, грубость, хамство, ссылаясь на провокацию со стороны «жертвы»: — «Она сама начала; она не слушает меня, не понимает», полностью отрицая свою ответственность за недопустимое поведение.

Влияет на поведение личности и наследственно-генетические особенности. В результате формируется психотип, которому свойственны такие черты, как потребность в удовольствиях, стремление к доминированию, власти, склонность к риску, агрессивность. Порой все это скрыто от взрослых под маской слащавости, скрытности, проявлениями воспитанности и подчеркнутого внимания к близким. Проявляются признаки сдержанности, чувствительности к обидам, повышенной тревожности, внутренней готовности к обороне, агрессии. Подобная инфантильная личность склонна оправдывать свои действия и всем своим поведением убеждает окружающих и близких в своей правоте, опираясь на их сочувствие. Напряженность, настороженность, уязвимость, эгоцентризм, когда внутреннее внимание личности направлено на себя, приводит к эмоциональной тупости, равнодушию, холодности, черствости, бессердечию, неспособностью к искреннему сопереживанию.

Опасность состоит и в том, что, попадая в иную среду обитания, например в зарубежный лагерь, где подросток чувствует себя абсолютно свободным, он и сам может стать отрицательным лидером, создавая возле себя окружение, готовое принять его условия и программу.

Таким образом, на глазах у воспитателей, вожатых может сформироваться скрытная асоциальная группа, с соответствующими, непредсказуемыми последствиями поведения.

В наших лагерях, вожатые быстро выделяют подобных детей. Что мы делаем? Мы стараемся показать подростку, что здесь ему рады и принимают его взгляды, которые он может свободно высказать; создаем атмосферу дружбы и взаимопонимания; максимально включаем ребенка в мероприятия и стараемся дать ему ответственное задание, с которым он справится и получит уважение от ребят в лагере.